Общественно-политическая газета
Шушенского района
Вход/Регистрация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск
Последний номер

Ленин. Миф и символ. (часть 3)

Начало в №№14,15
Ленинским музеям была отведена особая роль в продвижении и закреплении в массовом сознании мифов, представляющих Ленина, каким он должен быть.
Это были сугубо идеологические, пропагандистские учреждения с бесплатным посещением. Музеи Ленина в советской идеологической системе – это памятникихрамы, сакральные вместилища ленинского духа.
В годы Великой Отечественной войны в шушенский Дом-музей Ленина приходили фронтовики – солдаты и офицеры, проходившие лечение в далёких от линии фронта госпиталях.
В специальных книгах они оставили нам свои отзывывпечатления. Они клялись: враг будет разгромлен, справедливость восторжествует. В 1943 году фронтовой журналист Степан Щипачёв посетил музей во время служебной командировки. И уже в следующем 1944 году он написал поэму «Домик в Шушенском». Её заключительные строки очень точно передают атмосферу, смысл  ленинского музея:
Пилотку, полинявшую
в походах,
Я с головы ещё
за дверью снял.
На половицы
бережно ступая,
По домику я тихо
прохожу, –
Стоит в нём тишина
святая;
Я ею, как
бессмертием, дышу.
Но эта тишина –
не для молитвы,
А для присяги.
В этой тишине
Ещё слышнее грохот
битвы,
И поступь времени
ещё слышней.
В победном 1945 году поэма была издана в Красноярске и Москве. Эти уникальные издания – маленькие, в тонком переплёте, невзрачные, но бесценные книжицы – хранятся в фондах Музеязаповедника «Шушенское».
В истории той войны было много значимых событий. Но было два особенно знаковых, максимально идеологизированных и сакральных - два парада в Москве на Красной площади. 7 ноября 1941 года, в 24-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, в разгар битвы за Москву красноармейцы парадным строем прошли перед Мавзолеем Ленина, Великой могилой. Это сегодня мы знаем, что тело В.И. Ленина, как священная государственная реликвия, на тот момент уже было вывезено из Москвы. Но тогда эта информация была засекречена. В нашем сознании и поведении ещё жива традиция посещать могилы близких, родных людей перед важными поступками, свершениями. Мы по-прежнему ищем у этих могил поддержки, благословения. 
Великая могила, как вместилище не только тела, но и духа Ленина, призвана была благословить и укрепить веру бойцов в победу. Этот парад стал символом несгибаемого духа советского солдата.
И был другой парад 24 июня 1945 года, то самый, триумфальный Парад Победы. Его кульминацией, пронзительно эмоциональной, чётко спланированной и отрепетированной, стало складирование под барабанную дробь знамён поверженных войск гитлеровской армии к подножию Мавзолея В.И. Ленина.
Свершилось! Это была показательная акция: справедливость восторжествовала. Так должно было быть, и не могло быть иначе!
Сегодня всё настойчивее наши отечественные политологи, общественные деятели высказываются в пользу того, что России нужна идеология, если мы хотим иметь суверенное, сильное государство. Деидеологизация преследует иные цели. У России богатый исторический и духовный опыт. Ленин как миф и символ – тоже культурноисторическое достояние нашего Отечества. Это наш мифотворческий, идеологический опыт с его обретениями и потерями, успехами и просчётами. Сумеем ли мы по достоинству оценить его, извлечь уроки? Время покажет.
Хочется пожелать всем нам, нашим политическим, духовным лидерам и их советникам мудрости. 

Наталия Сухова,
заведующая отделом культурно-досуговой деятельности и массовых мероприятий Музеязаповедника «Шушенское»
30.04.2021

Читать другие новости