Общественно-политическая газета
Шушенского района
Вход/Регистрация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск
Последний номер

Знать, чтобы помнить...

Екатерина Курносова - призёр регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
Мне 6. На улице жарко и много народу. Кругом шарики, но почему-то не всех цветов радуги, а только белые, красные, оранжевые и кое-где ещё синие. Все вокруг со странными оранжевочёрными ленточками. Бабушка сказала, что их обязательно нужно надеть. По дороге марширует многомного людей, отовсюду слышны звуки песни: «Это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах».
Пока смысл этой песни мне не понятен, как и всё, что происходит вокруг. Дедушка берёт меня на плечи и говорит: «Сегодня праздник - ДеньПобеды. С 1941 по 1945 шла ужасная
и жестокая война. 9 мая русские войска одержали победу над фашистами». Кто такие фашисты и почему мы с ними воевали – ещё непонятно.
Мне 10. Я в четвёртом классе, мы выступаем. Все в пилотках. Поём с голосом из колонок: «А закаты алые, алые, алые, звуки выстрелов не слышны». В зрителях – учителя и ветераны Великой Отечественной войны (с теми самыми оранжевочёрными ленточками). Они плачут. Теперь я знаю, что оранжево-чёрныe ленточки – это Георгиевские ленты,
и ещё знаю, кто такие фашисты - это злые немцы, которые убивали мирных людей. Знаю, что была блокада Ленинграда и что хлеб был из песка и клея. Всё ещё не совсем понятно, почему на нас просто так стали сбрасывать бомбы. Слово «война» звучит страшно, «смерть» ещё страшнее.
9 Мая иду со своим классом возлагать цветы к памятнику. Нам рассказали об Александре Матросове, который закрыл собой пулемёт, ипро Зою Космодемьянскую, которая стойко переносила пытки.
По щекам катятся слёзы, постепенно приходит понимание того, как это ужасно, а в сознание плотно впечатались слова: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный
бой…»
Мне 14. Я в восьмом классе. На улице +10. У нас урок музыки. Нам показывают кад-ры из концлагерей. Совершенно худые дети и взрослые, глаза их наполнены болью. Следующий кадр – горы безжизненных тел. Все мертвы. Теперь картинка в голове почти сложилась, и ты начинаешь понимать, что произошло тогда в 41-
ом году.
Люди гибли, защищая свой народ, свои традиции и своих земляков. Понимаешь, почему тебе завтра нужно идти с шариком и приветствовать марширующую колонну.
Я узнаю, что мой прадедушка воевал и дошёл до Берлина. Приходитосознание, что люди хватались зубами за жизнь, и поэтому мы выиграли. Плохо понятно, как фашисты
пришли к тому, что нужно непременно напасть на Россию и убивать людей, которые не нравятся.
Из мыслей выбивает голос преподавателя: «Вот вам текст песни, её нужно выучить к завтрашнему дню.Сейчас я вам её включу». В память плотно врезаются строчки: «Бери
шинель, пошли домой!». Становится немного легче: огромными усилиями, но война кончилась.
Мне почти 17. Я в десятом классе. Заранее покупаю Георгиевскую ленточку, две гвоздики, чтобы возложить к мемориалу, и шарики - белый, синий, красный.
Флаг нашей страны. России. В голове стойкое знание: если бы не
наши солдаты, у нас был бы другой флаг. Другой язык. Другое всё. Русский человек перестал бы быть.
Последний кусочек пазла найден, и я теперь знаю, что такое фашизм и как он зарождался. Знаю, что окажись я в 41-ом, то погибла бы: тёмные волосы и тёмные глаза. Не высшая раса, не арийская. Но я здесь. Благодаря прадеду и другим солдатам, я могу быть тем, кем я хочу быть. Вокруг шумно, я стою на улице с шариками и молчаливо смотрю на марширующих.
Отовсюду слышны слова хорошо знакомой песни: «Этот День Победы порохом пропах, этот праздник с сединою на висках, эта радость со слезами на глазах».
Я хорошо понимаю смысл этой песни, теперь знаю, кто такие фашисты.
Слово «вой-на» уже не просто слово, а целая история. Это история людей. Разных, но объединённых одной целью – не дать себя в обиду. По щекам текут слёзы.
Мне 20. Я уже взрослая и учусь в институте. На улице снова жарко и много людей с шариками только четырёх цветов. И снова знакомые слова:
День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были версты, обгорелые, в пыли.
Этот день мы приближали, как могли.
С каждым годом эта песня обретала всё новый и новый смысл. Сначала это были простые слова, значение которых мне было непонятно, потом облегчение от того,
что всё кончилось, и только сейчас я ощутила истинный смысл этих простых слов, тяжёлое осознание многочисленных потерь: «Этот день мы приближали, как могли». Я принимаю вахту ПАМЯТИ, которую несли наши отцы и деды. Теперь наша ответственность – не допустить войны.

Екатерина Курносова,
учащаяся Шушенской школы №1
17.04.2021

Читать другие новости