Общественно-политическая газета
Шушенского района
Вход/Регистрация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск
Последний номер

Ленин. Миф и символ.

Из Книги впечатлений и предложений по Шушенскому Дому-музею В.И. Ленина. 1940 – 1945 гг.:
«Посетил музей Ленина… Сразу почему-то всплыла одна из незабываемых фронтовых картин. Мы отходим. Ст. Изюм представляет развалины. Я проскочил на коне к разрушенному зданию горсовета и вот в сквере вижу, лежит опрокинутый настольный бюст Ленина. Я соскочил с коня, взял этот бюст и ускакал догонять часть.
Когда меня спросили, зачем я это сделал, я тогда не мог дать ответа. Я его нашёл вот здесь, когда смотрел квартиру этого гениального человека, в которой он провёл три года. Как-то стала чрезвычайно ощутима та величайшая
сила и упорство этого человека, с которой он создавал учение, то учение, которое с той же силой воплотил в жизнь. И вот тот путь, по которому вышло человечество к счастью, кровавый Гитлер стремится перерезать. Нет, этому никогда не бывать. Торжествует только справедливость. Снова с неудержимой силой буду рваться на фронт, чтобы непосредственным участием в боях вместе со всеми уничтожить этого негодяя с его сворой, так бандитски вышедшим на нашу счастливую дорогу, указанную Лениным».
Лейтенант
П.П. Сиротенко
15/XII-42 г.

Отзыв лейтенанта П.П. Сиротенко на посещение Дома-музея В.И. Ленина в Шушенском во время Великой Отечественной войны в декабре 1942 года – это впечатляющий и очень показательный документ советской эпохи.
Ленин был действительно духовной скрепой советского государства. Но это был уже культовый образ, символ, ценностный ориентир, образец, социальный миф, сотворённый и востребованный для объединения, консолидации и мобилизации народов СССР на великие преобразования в государстве и обществе, а затем и на борьбу с фашизмом.
После смерти выдающегося революционера и создателя первого в мире государства рабочих и крестьян Владимира Ильича Ульянова, получившего всемирную известность под псевдонимом Ленин, его соратникам, по сути, удалось реализовать масштабный религиозно-идеологический проект, беспрецедентный по своей амбициозности. Стремясь создать атеистическое общество и заполнить образовавшуюся пустоту в человеческой душе «новыми» жизненными смыслами, советская идеология пошла по пути создания новой религии, а именно культа Великого Ленина – вождя мирового пролетариата. Важно помнить, что «Ленин» как культовый проект был запущен в стране, население которой в большинстве своём было безграмотным или малограмотным. Идея построения всеобщего светлого будущего, рая на земле, и не в одночасье, а упорным трудом и в беспощадной борьбе с врагами, нуждалась в олицетворении, персонификации. Таким лицом, персоной и стала возвеличенная, мифологизированная личность Владимира Ульянова. Миф не является абсолютным вымыслом.
По замыслу его создателей, он кристаллизует в себе качества избранной реальной личности, необходимые для реализации тех или иных близких и далеких целей. Небезынтересно сравнение Ленина с героем из древнегреческой мифологии
в статье «У склепа», написанной в 1924 году на смерть Ленина революционером-большевиком, литературным критиком и теоретиком искусства А. К. Воронским: «Тов. Ленин оставил нас в сложных, противоречивых условиях общественной жизни: государственного социализма и нэпа, признания Сов. России буржуазным миром и неустанных, новых, тайных и явных, подкопов под республику Советов и т. д. Ленин сделал коммунизм вопросом дня, сделал его практической и тактической проблемой. Далёкое стало близким, осязаемым, зримым, идеальное реальным. Коммунизм теперь не доктрина, а дело, практика, повседневная борьба и работа. В этом смысле тов. Ленин стал новым Прометеем, сведший
священный огонь социализма с небес на землю» (в приведённой цитате сохранены авторские сокращения и орфография).
Идеология, как заместительница религии, закономерно перенимает мифотворческие, изобразительные каноны, в том числе сравнения, метафоры, выработанные на протяжении тысячелетий разными религиозными культами. Это относится и к символам. Старшее поколение ещё помнит великолепные песнигимны о Ленине. А ведь их тексты перекликаются с текстами известных молитв и песнопений, прославляющих Солнце или Иисуса Христа. Вспомним и «октябрятскую звездочку», «пионерский» и «комсомольский» значки, знамёна и наградные вымпелы с изображением Ленина. В них без особого труда угадываются, например, такие канонические христианские образы, как «Спас Эммануил», «Спас нерукотворный», «Спас во славе». Не менее интересным представляется сравнение с христианской иконографией произведений советских художников, воплотивших образ Ленина с внутренним, скрытым или откровенным, раскрепощённым символизмом, особенно в 60 – 80-х годах ХХ века. Такую возможность нам даёт, в частности, знакомство с художественной Ленинианой из собрания живописи и графики Музеязаповедника «Шушенское». Ленин-миф – создатель, творец, мастер-кузнец народного счастья. Но для врагов революции, угнетателей пролетариата он опасен, страшен, беспощаден. Он как бог – спасающий и карающий. Он – «знамя революции», «солнце правды», образсимвол «светлой силы», «революционного пламени, вихря», «ветра грядущих перемен», колоссальной, кипучей энергии, слушающий и слышащий голос трудового народа, простой и непостижимы й, гениальный провидец, открывший, указавший трудящимся всех стран мира дорогу к равенству и справедливости.

Наталия Сухова, заведующая отделом культурно-досуговой деятельности и массовых мероприятий Музея-заповедника «Шушенское»

(Продолжение читайте в следующем номере)
 
09.04.2021

Читать другие новости